Мы не гарантируем корректное отображение страниц вашим браузером, пожалуйста, выберите и установите один из этих браузеров или воспользуйтесь мобильной версией сайта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 4"
городского округа Самара
Меню
Вход

Календарь
<< < Октябрь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • Версия для слабовидящих:

Роль международных образовательных проектов в формировании базовых национальных ценностей и патриотическом воспитании  обучающихся МБОУ Гимназии №4 г.о. Самары

 Учитель истории и обществознания Шеина Е.А.

Первостепенная функция педагогической науки на современном этапе – приобщение молодого поколения к принятой в нашем обществе системе ценностей, вызывающих национальную гордость и патриотизм. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края не возникают сами по себе, а воспитываются.

Воспитательное  и обучающее пространство школы должно наполняться ценностями, общими для всех граждан, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития таких способов образования, педагогических технологий, которые имеют дело с  индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыком самостоятельного движения в информационных полях, формированием универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем  в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни.

Объять необъятное невозможно. Среди разнообразных направлений педагогических технологий, которые используются во внеурочной деятельности  в МБОУ Гимназии №4 городского  округа Самара, ведущее место занимают международные проекты.

 Метод проектов не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников. Большинство детей проявляют интерес к новым знаниям, желанием добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация  оказывается наиболее сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения хороших и отличных  отметок. Главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое время сделать много разнохарактерных дел, быстро понять, каких знаний не хватает, решить, как эти знания можно получить, тут же применить и увидеть результат своих действий.

С 2007 года установились прочные партнёрские отношения между МБОУ Гимназией №4 городского округа Самара и Гимназией им. Лейбница г. Штутгарта (Германия).  Педагоги нашего учебного учреждения накопили большой опыт использования метода международного образовательного проекта  в урочной и внеурочной деятельности.

 Достаточно назвать  проекты, чтобы убедиться, насколько широк спектр тем, охватывающих различные учебные предметы: немецкий язык, история, обществознание, искусство:

- 2007 год – «Универсальный язык»;

- 2008 год  - «Партнёрство городов Самара-Штутгарт глазами молодёжи»;

- 2009 год – «Роль личности политика в разрушении «образа врага»;

- 2010 год – «Межкультурные различия России и Германии»;

- 2012 год – «Русские в Баден-Вюртемберге, немцы в Поволжье»

-2014 год – «Первая Мировая война – от восторга до катастрофы».

Работа над проектами меняет представления ребят о месте и роли России и города Самары в международном сообществе. У них появляется  чувство гордости за свою страну, ответственность за  причастность к деятельности своего поколения. А это и есть положительный результат формирования базовых национальных ценностей, нравственного поведения молодых людей, который трудно достичь в рамках традиционного урока или  внеклассного мероприятия. 

В своей статье более подробно,  хотелось бы остановиться на последней работе обучающихся и педагогов Гимназии – участие в международном проекте (Россия, Германия, Франция) «Первая Мировая война – от восторга до катастрофы».

Возникший интерес к  Первой Мировой войне в России был связан с переосмыслением  значения этого несправедливо забытого со времён   Октябрьской революции события для истории России.

Когда в Германии и во Франции говорят о Первой Мировой войне, речь идёт, прежде всего, о разрушительных  сражениях  на западе, которые происходили преимущественно на французской земле.  Война для французов  закончилась перемирием, победой, которая до сегодняшнего дня является национальным праздником во Франции. В 2014/15 учебном году  Гимназия имени Лейбница и Лицей  Луиса Пастера в Страсбурге  отметили  50-летний юбилей  партнерских отношений.  Именно поэтому  французские партнёры  также  подключить  к  этому проекту.

Трехстороннему   образовательному проекту «Первая Мировая война – от восторга до катастрофы»,  первоначально носившему название «Тогда враги, сегодня партнеры“, из-за кризиса и войны на Украине пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Слово «партнер» больше не соответствовало действительности. Было логично изменить  тему «100 лет Первой Мировой войне. Где мы  сегодня?». Несколько французских участников отказались принимать участие в проекте по соображениям безопасности, особенно после крушения малазийского самолета на территории Украины. Несмотря на это, а, может быть, и благодаря этому,  данный проект и  связанный с ним  обмен школьниками стал удачным примером того,  что дружеские и партнёрские отношения между Германией и Россией, установленные 25 лет назад М. Горбачёвым и Г. Колем, а также партнёрства школ и городов способны преодолеть любой кризис. Кроме того, Гимназия имени Лейбница смогла отпраздновать  50-летний юбилей изучения русского языка как учебного предмета.

Началом  международного образовательного проекта послужило торжественное мероприятие, состоявшееся 3 августа 2015 на горе Хартманвайлеркопф (Франция) в присутствии немецкого и французского президентов  Гаука и Оланда, посвящённое началу Первой Мировой войны,  в котором принимали участие  два студента из Штутгарта  и 3 ученицы лицея Луи Пастера.

Главной задачей обмена была подготовка и проведение презентации  результатов проекта, которая  состоялась  в архивах города Страсбурга, в Большом зале заседания Штутгартской Ратуши, в Гимназии № 4 города Самары, а также в Самарском Государственном университете. После предварительной работы  и посещений выставок уже во время своей  первой  встречи в замке Либенцель  в Шварцвальде (Германия)  ребята  сформулировали  шесть  тем презентации и обсудили  в смешанных французско- немецко- русских группах её основные пункты. Работа над проектом  проходила также и  на турбазе «Стрежень»  Самарской области. Помимо презентации, представленной в Штутгарте, русские ученики инсценировали отрывок из романа Эриха Марии Ремарка «На западном фронте без перемен», в котором  немецкие солдаты рассуждают о том, почему же всё-таки  происходят  войны и кому они нужны. Эта инсценировка, впрочем,  как и русская народная песня «Чёрный ворон», исполненная бывшими учениками Гимназии имени Лейбница (Германия), а ныне студентами университета города Штутгарта (Германия) и  актуальная не только  во времена  Первой и  Второй мировой войны, но и, к сожалению,  сегодня, когда сражавшиеся всегда вместе русские и украинские  солдаты считают друг друга врагами, имели огромный успех во время презентации в  Гимназии № 4 города Самара.

Хочу выразить благодарность участвовавшим в проекте  коллегам: Наталье Загудаевой ( РФ, г.Самара),  Клер Йост ( Франция, г. Страсбург),  Райнеру Гро и Андреасу Пикарду (Германия, г.Штутгарт) за активное сотрудничество,  немецким, французским и российским ученикам  за их участие, родителям за их гостеприимство, руководству  Гимназий городов-партнеров за их поддержку, администрации  городов Штутгарта, Самары и Страсбурга,  Франко-Немецкому бюро по делам молодежи, фонду «Немецко-русский молодежный обмен», фонду  Роберта Бройнинга,  правительственному президиуму города Штутгарта,  фонду «Ева –Маир -Штиль», фонду «Ротари» города Штутгарта, фонду Луиса Ляйца и Гете Институту города  Москвы за  финансовую поддержку  проекта. Следует также упомянуть,  что  Наталья  Загудаева (учитель немецкого языка) представляла нашу работу  на Всероссийском конкурсе проектов «Междисциплинарное преподавание немецкого языка», организованном  Гёте-институтом,  и стала победителем в номинации «Межкультурные концепции на уроках немецкого языка»

В конце несколько слов от участников проекта:

«Я, наконец-то, понял, какие же на самом деле эти  нередко воспринимающиеся нашим обществом воинствующие русские. И, собственно, они были  такими же, как и мы, благодаря чему между нами и завязались тесные отношения» (Мориц Польнер, г. Штутгарт)                                                                                                            

«100 лет назад французы и русские считали немецкий язык  языком врага, и я нахожу это гениальным, что именно он  и объединил нас в этом  проекте» (Амели Вормс, г. Страсбург)                          

«Я думаю, что самым важным достижением этого проекта  стало то, что даже в такой сложной и напряженной обстановке, в которой находится современный мир, мы - русские, немецкие и французские ученики - смогли встречаться  и обсуждать  важные вопросы  о мире и войне в атмосфере партнерства и дружбы,  а также  интересно проводить  наше свободное время» (Никита Трофименко, г. Самара)  

Таким образом,  образовательный проект является эффективным способом формирования базовых национальных ценностей. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности  обучающимся для овладения знаниями, умениями, компетентностями  личности, готовностью к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Данный тип проекта изначально предполагает воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, ответственности за то, что обучающийся является представителем России и это придаёт значимость своему собственному «я» как части многонациональной Родины.