Мы не гарантируем корректное отображение страниц вашим браузером, пожалуйста, выберите и установите один из этих браузеров или воспользуйтесь мобильной версией сайта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 4"
городского округа Самара
Меню
Вход

Календарь
<< < Август 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • Версия для слабовидящих:

Международный образовательный проект "Первая мировая война: от восторга до катастрофы"

Учитель немецкого языка Дурыгина А.В.

 

В рамках обмена между гимназией №4 г. Самара, гимназией им. Лейбница г. Штуттгарт, гимназией  г. Страсбург состоялся проект  «Первая мировая война:  от восторга до катастрофы». Руководителями проекта  стали учителя гимназии № 4  Шеина Е.А. (история и обществознание) и Загудаева Н.В. (немецкий язык) г.о.  Самара, учителя гимназии им. Лейбница, г. Штутгарт, учитель лицея имени Луи Пастера Клэр Йост (немецкий язык).

Проект проходил в два этапа. Первый этап состоялся с 17.09.14 по 27.09.14 в  г. Штуттгарт и г. Страсбург.  По итогам первого этапа в  зале архива города Страсбурга и в Большом зале ратуши города Штутгарт были проведены презентации итогов проекта, на которых присутствовали представители администраций обеих городов. В Штутгарте произнесла приветственное слово заместитель мэра по вопросам культуры, образования, госпожа д-р Зузанне Айзенманн.

Второй этап проекта проходил в России с 03.10.14 по 11.10.14. Группы-партнеры посетили в г. Москве памятник Первой мировой войне, открытый  01.08.14г., Кремль, а также представительства немецких телевизионных каналов ARD и ZDF, где они рассказали о проекте и обсудили проблемы использования информационных ресурсов в период обострения отношений между странами.

При работе над проектом ребята использовали материалы архивов г. Самара, г. Штуттгарт, г. Страсбург, научную литературу, материалы выставок. Ученики посетили выставку Краеведческого музея им. Алабина г. Самара, посвященную  Первой мировой войне, приняли участие в семинаре о письмах солдат с фронта в Доме истории земли Баден-Вюртемберг, посетили выставку о войне в Страсбурге.  Учитель Клэр Йост и три ученика с французской стороны, Николас и Давид из Штутгарта присутствовали на торжественной встрече президентов Франции и Германии по поводу начала Первой мировой войны у мемориального комплекса с солдатскими захоронениями времен Hartmannsweiter Kopf.

Итоги своей работы участники проекта представили в гимназии № 4 г. Самара 10.10.14г. На презентации присутствовали начальник отдела реализации общеобразовательных программ Самарского управления образования и науки Классен М.Н., руководитель Департамента образования администрации городского округа Самара Галузина Л.В., консультант Департамента образования городского округа Самара Астахов Е.Е.  Изюминкой презентации стали сценические находки. Например, отрывок из романа Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен», где ребята рассуждали о том, кому была нужна эта война. Интересной музыкальной вставкой  послужила песня «Черный ворон» в исполнении Николаса и Давида из Штутгарта на русском языке,  символизирующая гибель солдат на фронте. Особенную атмосферу придали рождественские гимны на немецком и французском языках, исполненные всеми участниками проекта. Это была реальная история, когда в Рождественскую ночь немецкие и  французские солдаты, отмечая праздник, пели  рождественские

гимны, забыв о войне и противостоянии.

За время работы над проектом ребята  не только исследовали сложную историческую тему, причины войны, отношения общества к войне, раненым солдатам и способам их лечения, положение женщин в войне, но также был затронут интересный краеведческий материал. Наконец, ученикам удалось поставить важные философские вопросы:  кто наши страны сегодня? Как не допустить новой войны? Перефразировав слова М. Ганди, ребята пришли к выводу, что от каждого из нас зависит судьба этого мира!

 

 

Über den Ersten Weltkrieg: ohne Begeisterung, aber mit Bedacht

A.W. Durygina, Deutschlehrerin

Im Rahmen des Austauschs zwischen dem Gymnasium Nr.4 Samara, dem Leibniz-Gymnasium Stuttgart und dem Lycée Louis Pasteur Strasbourg wurde das Projekt "100 Jahre Erster Weltkrieg - zwischen Begeisterung und Katastrophe - Wo stehen wir heute?» durchgeführt.  Projekt- leiterinnen und – leiter waren die Lehrerinnen des Gymnasiums Nr.4 E.A. Scheina  (Geschichte) und N.W Sagudajewa (Deutsch), die Lehrer des Leibniz-Gymnasiums Rainer Groh (Russisch, Geschichte, Französisch) und Andreas Pickard (Deutsch, Latein) und eine Lehrerin des Lycée Louis Pasteur, Claire Jost (Deutsch).

Das Projekt verlief in zwei Etappen. Die erste Etappe fand vom 17.09.14 bis zum 27.09.2014 in Stuttgart und Strasbourg statt. Auf der Grundlage der Ergebnisse der ersten Etappe wurden Präsentationen in Stuttgart und in Straßburg durchgeführt - im Großen Sitzungssaal des Stuttgarter Rathauses mit einem Grußwort der Bürgermeisterin für Kultur, Bildung und Sport, Frau Dr. Eisenmann, und im Archiv der Stadt Straßburg. Die Projektteilnehmer wurden außerdem im Stuttgarter und im Straßburger Rathaus empfangen.

Die zweite Etappe des Projektes wurde vom 3. bis zum 11.10.2014 in Samara durchgeführt. Die Partnergruppen besichtigten in Moskau das Denkmal zum Ersten Weltkrieg, das 01.08.2014 eingeweiht worden war, und besuchten die Studios der deutschen Fernsehanstalten ARD und ZDF, wo sie über das Projekt berichteten und über die Probleme bei der Nutzung von Informationsquellen in einer Zeit der Verschärfung der Beziehungen zwischen Russland und dem Westen diskutierten.

Die Ergebnisse ihrer Arbeit stellten die Teilnehmer des Projekts am 10.10.2014 in Samara,  in der Aula des Gymnasiums Nr. 4 vor. Während der Präsentation waren anwesend: die Leiterin der Abteilung für die Realisierung der allgemeinbildenden Programme desSamarer Ministeriums für Bildung und Wissenschaft, N.M. Klassen, die Leiterin des Departements für Bildung der Stadtverwaltung von Samara, Frau L.W  Galusina, der Konsultant des Departements für Bildung der Stadtverwaltung von Samara, J.J. Astachow. Die Rosinen der Präsentation waren die Inszenierungen auf der Bühne. Zum Beispiel der Auszug aus E.M. Remarques Roman «Im Westen nichts Neues», wo Soldaten darüber diskutieren, wer diesen Krieg nötig hat. Ein interessanter musikalischer Einschub war das Lied «Schwarzer Rabe», das zwei Projektteilnehmer des Leibniz-Gymnasiums, Nicholas Cole und David Dörner, sangen. Es steht symbolischfür das Sterben eines Soldaten an der Front. Dass das Lied von diesen Teilnehmern gesungen wurde, war nicht zufällig: Der russische Urgroßvater von Nicholas Cole kämpfte im Ersten Weltkrieg gegen die Deutschen. Eine besondere Atmosphäre schufen die Weihnachtslieder, die auf Deutsch und Französisch von Teilnehmern des Projektes gesungen wurden. Dahinter steht eine reale Geschichte, als deutsche und französische Soldaten in der Weihnachtsnacht 1914 das Fest gemeinsam feierten, Weihnachtslieder sangen und dabei  den Krieg und ihre Gegnerschaft vergaßen.

Während ihrer Arbeit am Projekt untersuchten die jungen Leute nicht nur das komplizierte historische Thema, die Gründe des Krieges, das Verhältnis der Gesellschaft zum Krieg, zu den verwundeten Soldaten und den Mitteln für ihre Heilung, zur Lage der Frauen im Krieg, sondern es wurde auch interessantes heimatkundliches Material herangezogen. Schließlich gelang es den Schülerinnen und Schülern, wichtige philosophische Fragen zu stellen: Wo stehen unsere Länder heute? Wie kann man einen neuen Krieg verhindern? Indem sie die Worte Mahatma Gandhis sinngemäß umschrieben, kamen die jungen Leute zu dem Schluss, dass von jedem von uns das Schicksal dieser Welt abhängt!