Мы не гарантируем корректное отображение страниц вашим браузером, пожалуйста, выберите и установите один из этих браузеров или воспользуйтесь мобильной версией сайта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 4"
городского округа Самара
Меню
Вход

Календарь
<< < Октябрь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • Версия для слабовидящих:

Международная программа
«Немецкий языковой диплом», как инструмент создания эффективной образовательной среды гимназии

Директор гимназии №4 г.о. Самара Е.А.Соколова 

Заместитель директора по УВР Ураксина Е.Г.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит перед нами задачу создания современной модели образования, которая была бы ориентирована на решение задач инновационного развития экономики, науки и культуры России. 

Российская школа традиционно готовила своих учеников к жизни, о многообразии которой, иной раз, не так уж и много знает. С одной стороны социальный заказ населения имеет тенденцию меняться, с другой – реалии жизни таковы, что не всегда можно предугадать запросы науки, промышленности, культуры и сервиса, что будут актуальными через 10-15 лет.  

Здесь поневоле вспоминается анекдот, в основе которого, похоже, действительно был один из научно-фантастических романов 60-х годов: Перечитывал фантастику 60х: «Наш космический корабль вошёл в атмосферу Юпитера и бортовой компьютер усиленно защёлкал реле и зашелестел перфокартами». И кому были нужны эти перфокарты, к примеру, уже в начале 80-х. 

Дети, которые пришли к нам в 1 класс в этом году, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до начала 70-х годов XXI века. В связи со стремительно меняющимися условиями труда в настоящее время трудно себе представить, каким будет мир к середине столетия. Поэтому школа должна готовить своих учеников именно к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамичность, готовность жить в современном открытом мире, не забывая при этом исторической родины, героических страниц Отечества. 

Очевидно, что выпускники общеобразовательного учреждения должны быть успешными не только в учебе, но и на рынке труда. Современные исследования в области маркетинга трудовых кадров обозначают необходимость перехода от хорошего специалиста к хорошему сотруднику.

Хороший сотрудник – это хороший специалист + человек, который может работать в команде, принимать самостоятельные решения, быть инициативным и способным к инновациям. Немаловажную роль играет психологическая устойчивость, готовность к эмоциональным нагрузкам и эффективному поиску выхода из стрессовых ситуаций. Кроме того, он необходимо самостоятельно или при поддержки товарищей по команде находить и применять нужную информацию, а это важно: ведь по данным современных исследований количество информации удваивается каждые 15 лет.

В образовательном процессе эти свойства и качества могут быть приобретены учеником в школе, если создаются особые условия.

Во-первых, деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, поиск и обобщение информации, работа под началом инструктора («ведомый») или руководство командой. 

Во-вторых, создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели. Правильное целеполагание давно является значимым фактором в познавательной деятельности и выстраивании траектории профессионального развития. 

В третьих, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Некогда образованнейший русский критик XIX века Дмитрий Иванович Писарев высказал довольно любопытную идею: «...настоящее образование есть только самообразование... оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Это верно, особенно если учесть что для этого необходимо в полной мере подготовить школьника стать именно хозяином своего времени. А тут нельзя обойтись и без целеполагания, и без деятельностного характер обучения. 

В-четвертых, организация продуктивной групповой деятельности. По большому счету, единицы из выпускников школ и вузов станут, своего рода, мастерами, не нуждающимися в коллективе. Это будет дано или уникальным художникам, или гениальным ученым, вроде Григория Перельмана. Работа же в группе обязательно должна быть продуктивной, поскольку работа на корзину сначала развращает человека, а затем, способствуя его деградации, низводит до состояния ничтожества. 

Изменение образовательной среды, выход за рамки программ, расширение среды социального общения позволило самарской гимназии №4 создать комплекс этих условия для всех учеников. 

Мощным катализатором и одновременно эффективным инструментом создания эффективной образовательной среды в нашем образовательном учреждении стала международная программа «Немецкий языковой диплом второй ступени». К ее осуществлению педагогический коллектив тогда еще школы № 44 с углубленным изучением отдельных предметов приступил в 1998-м. А уже через два года, в 2000 году, Гимназия первой в Поволжье получила статус «Экзаменационный центр по подготовке учащихся к международному экзамену на Немецкий языковой диплом» Конференции министров образования и культуры ФРГ. 

Данный экзамен является международным и принимается он более, чем в сорока странах мира. На настоящий момент в семнадцати городах России насчитывается уже 43 школы, которые работают по данной программе. Каждая четвертая расположена в девяти городах региона «Поволжье-Урал».

Международный сертификат «Немецкий языковой диплом» дает выпускникам гимназии право поступать в вузы Германии без экзамена по немецкому языку. В отличие от других многочисленных и популярных сегодня международных экзаменов данный является бесплатным: сама программа полностью финансируется правительством Федеративной Республики Германия. Необходимые средства выделяются на оплату труда учителя – носителя немецкого языка, разнообразные методические пособия, технические средства обучения и прочее. 

Естественно возникает вопрос, зачем германской стороне это необходимо? Распространение немецкого языка, а вместе с ним и немецкой культуры, способствует формированию интереса к одной из наиболее мощных стран Европы и мира, готовности со временем вступать в партнерские отношения и международные проекты, не преодолевая при этом языкового и социокультурного барьеров. 

За одиннадцать лет из стен гимназии вышли 165 обладателей Немецкого языкового диплома. По результатам этого престижного экзамена гимназия №4 на протяжении ряда лет является лидером среди дипломных школ Поволжья. Признание немецкой стороной высоких достижений гимназии в обучении детей немецкому языку способствовало включению нас в 2008 году в проект Министерства иностранных дел ФРГ «Школы-партнеры будущего», который объединяет более тысячи школ мира, имеющих серьезные успехи в обучении немецкому языку. 

Международная программа позволила создать в гимназии совершенно особую образовательную среду, в нее включены учителя, учащиеся и их родители. Она открыта и для сторонних структур, заинтересованных в результатах развития этой программы, будь то административные структуры муниципального и регионального уровней, или, к примеру, Институт Гёте. 

Созданию и развитию образовательной среды способствуют различные формы организации обучения и воспитания, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной образовательной деятельности самих учащихся. Уже в самом начале подготовки к экзамену, а это 8 класс, после знакомства с основными положениями Программы заключается трехсторонний договор между гимназией, учеником и его родителями. Сам факт принятия гимназистом на себя определенных обязательств несет значимую психологическую функцию. Он впервые ответственно ставит свою подпись под документом, определяющим его права и обязанности. 

Программа по немецкому языку в гимназии, в отличие от существующих в России, имеет значительно большую практическую направленность. Нашими педагогами разработаны и успешно апробированы специализированные курсы на немецком языке: «Технология работы с текстом», «Проблемное обсуждение». В них заложены пошаговые технологии работы с текстовыми материалами, которые дают возможность развивать те умения, которые являются основой интеллектуальной деятельности человека:

  • анализ и разбор текста; 
  • вычленение и формулирование главной мысли; 
  • поиск, развертывание и обработка информации, включая ее сокращение;
  • понимание проблемы; формулирование цели и постановка задач, из нее вытекающих;
  • решение этих задач в автономном режиме или в группе. 

Прозрачная и понятная система показателей и критериев их оценивания, расширенная система тестирования дважды в год с обязательным анализом результатов на собраниях родителей и учеников также способствуют развитию у гимназистов ответственности за результаты своего труда, нацеливают их на достижение высоких результатов. 

Именно работа в системе международного диплома вывела на необходимость расширения социальной среды, обучения общению в процессе достижения цели с широким кругом сверстников и людей различных социальных групп. Особую ценность представляли собой контакты со сверстниками из Германии.

Поэтому с 2000 года в образовательном учреждении осуществляются многочисленные международные совместные образовательные проекты с партнерской школой имени Филиппа Райса во Фридрихсдорфе: «Школа и демократия», а также «Германия и Россия через призму искусства»

Особые связи установлены со Штутгартом – городом-партнером Самары. Образовательные проекты «Взгляд из будущего» и «Креативное искусство» реализуются с совместно с Музейно-педагогической службой этого города, а вместе с партнерской гимназией имени Лейбница города Штутгарта и при участии Института имени Гёте – успешно реализуются проекты «Специализированные предметы на немецком языке» и «Партнерство Самары и Штутгарта глазами молодых»

В исследовательскую работу включаются сотни гимназистов, которые приобретают бесценный для них сегодня опыт совместной практической деятельности с ровесниками другой страны. Ребята вовлечены в интереснейшую работу: часами просиживают в архивах или запрашивают информацию у зарубежных партнеров, делают тематические фотографии, снимают фильмы рисуют абстрактные картины, учатся брать интервью, готовят спектакли в авангардном стиле. Этот опыт совместных проектов помогает учащимся понимать и осваивать новое, становиться открытыми, помогать друг другу, формируют умение выражать собственные мысли, принимать решения, формулировать интересы и осознавать свои общие возможности. 

Согласитесь, что между простым обменом школьниками, преследующим, как правило, довольно узкие цели социокультурных и лингвистических контактов, и совместным проектом весьма существенная разница. Дети поставлены в условия, когда в совместной деятельности необходимо решать определенные задачи, находить общий язык, пытаться понять другого несмотря на очевидные противоречия не столько языкового характера, сколько социопсихологического и ментального. Это трудно в обычных условиях, а работая с представителем другой культуры, другого менталитета, многократно труднее. И тем важнее эта работа, тем значимее ее конечный результат, поскольку она ориентирована на будущее, ведь границы государств уже не являются препятствием для молодого человека в его познании мира. 

В 2009-2010 учебном году гимназисты участвовали в новом социальном проекте – «Друг и враг в средствах массовой информации», который осуществлялся совместно с партнерской гимназией имени Лейбница при финансовой поддержке берлинского Фонда «Память, ответственность и будущее» в рамках конкурсной международной программы «Европейцы за мир».

Проект проходил в преддверии 20-летия празднования падения Берлинской стены и 65-летия окончания Второй мировой войны. 

Так уж сложилось в последние годы, что программа общеобразовательной школы по Отечественной и зарубежной истории не предполагает достаточно глубокого изучения событий ХХ века. Поэтому события осени 1989 года в Берлине чаще всего рассматривается как простой исторический факт. Что же до истории Второй мировой войны, то в силу определенных условий, она оказалась заметно искаженной с обеих сторон. 

Цель проекта «Друг и враг в средствах массовой информации», несмотря на свою очевидную сложность, была достигнута. 

Старшеклассники гимназии №4 и их ровесники из гимназии имени Лейбница достаточно объективно разобрались в сложности социально-политических процессов. Взвешенный подход к оценкам итогов Второй мировой войны, послевоенного развития Европы и событий конца 80-х годов ХХ века позволил по-иному посмотреть на российско-германские отношения. 

Особый интерес представляла оценка деятельности М.С Горбачева. При всей сложности и противоречивости процесса перестройки в СССР и оценок деятельности М.С. Горбачева, его четкая позиция не препятствовать демократическим процессам в странах социалистического лагеря дала свой позитивный результат – в ноябре 1989 года был открыт свободный проход между Восточным и Западным Берлином. А дальнейший демократический курс внешней политики СССР открыл дорогу и для объединения Германии, хотя, как заметили участники проекта, это было принято далеко не всеми странами позитивно. Достаточно сильная страна получала историческую перспективу войти в число самых влиятельных держав в Западной и Центральной Европе, практически – великой державы. 

Успешность международного проекта «Друг и враг в средствах массовой информации» во многом обусловлена профессионализмом педагогов – Р. Гро, Т. Гроля, С. Жестковой и Е.Шеиной. Внимательные, чутко реагирующие на реакцию школьников, они создали особую атмосферу поиска и творчества. Неслучайно, проект стимулировал школьников к написанию исследовательских работ, получивших высокую оценку. 

В частности, Екатерина Астрелина стала дипломантом первой степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги-2010» за работу «Советско-германские отношения конца 80-х – начала 90-х годов: путь от «образа врага» к партнерству».

В октябре 2009 года был совместно поставлен мюзикл «Ганс, поддай жару!», поставленный на немецком языке вместе с актерами Ренитенц-театра города Штутгарт.

Смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников, естественно, меняет позицию учителя. Он научился использовать различные техники сопровождения учебно-воспитательного процесса, которые кардинально меняют сам характер взаимоотношений между учителем и учеником. Он теперь, скорее, наставник, координатор и партнер. 

К этому изменению нас подтолкнула программа «Немецкий языковой диплом», так как педагоги сами многому научились, участвуя в многочисленных методических семинарах и тренингах, осваивая современные технические средства обучения. 

Одним из весьма значимых достоинств работы в данной программе явилось то, что вслед за преподавателями немецкого языка в данную работу включились учителя математики, химики, историки, физической культуры, а также учителя начальных классов. Уроки-презентации, уроки сотрудничества сегодня в гимназии не редкость, а вполне обычное дело. 

Ныне с удивлением вспоминается история создания ученического совета самоуправления или школьного ежегодного фестиваля «Диалог культур». Именно после возвращения из Германии группы детей, работавших над проектом «Школа и демократия» в 1999 году, мы поняли, что нам не хватает и этого фестиваля, и совета, который объединил в своих рядах наиболее ответственных, инициативных и творческих школьников. А тогда несколько вечеров подряд педагоги школы обсуждали итоги поездки, спорили. И как итог – новые добрые традиции, которыми по праву сегодня гордится гимназия. Без них нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего нашего образовательного учреждения, нет и не может быть единства педагогов-единомышленников, братства выпускников.

Если говорить о традициях гимназии, то программа «Немецкий языковой диплом» внесла существенный вклад в их создание. Это и символика диплома на нагрудном значке, на баннерах и на информационном стенде, и памятное фотографирование, и ведение летописи программы, и интенсивные курсы немецкого языка, и трехмесячные языковые стажировки лучших учеников в Германии. Это и праздник «АВС», где первоклашкам вручаются их первые в жизни языковые дипломы. Это и торжественная красочная церемония вручения международных сертификатов выпускникам, которая в 2011 году прошла в одиннадцатый раз. Все это и создает ту неповторимую атмосферу гимназии №4, ее образовательную среду. 

В мае 2011г. мы в очередной раз выпустили молодых людей-обладателей Немецкого языкового диплома, почти половину всех выпускников. Мы уверены, что они будут вспоминать с гордостью и любовью проведенные в гимназии годы. Это ощущение принадлежности к огромной семье выпускников международной программы способствует единению школьников вне зависимости от города и страны, в которых они живут. 

 

Прикрепленные документы: